Как определиться с выбором профессионального пути?
Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:
Схема личного профессионального плана
Главная цель – какую профессию выбираю |
Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну. |
Ближайшие задачи и более отдаленные цели |
Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста |
Пути и средства достижения ближайших целей |
Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ курсы) |
Внешние препятствия на пути достижения цели |
Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей |
Свои возможности для достижения цели |
Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию |
Запасные варианты и пути их достижения |
Например: “не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ “ и т.д. |
В соответствии с этой моделью построения плана продумайте ответы на следующие вопросы. Ответы на эти вопросы – и есть ваш приблизительный профессиональный план. В соответствии с этим проектом попробуйте спланировать, что вам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели. А после того как план готов, необходимо начать по нему действовать.
Процесс принятия человеком любого решения обычно разделяют на несколько этапов.
- Сбор возможных вариантов решения: глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть анализу.
- Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы.
- Исследование шансов успешности в каждом варианте: “Могу ли я на деле осуществить данный вариант?”
- Разработка конкретного плана действий: определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы.
Какова же общая последовательность действий человека при принятии решения своего профессионального выбора, каковы его главные шаги?
Во-первых, это определение и оценка своих «хочу» и «могу», во-вторых, сбор и оценка всей полученной информации об учебных заведениях, рабочих местах и, наконец, принятия решения и планирование достижения цели.